Версия сайта для слабовидящих

Вы вошли как Гость
Вход / Регистрация

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

 

 
 

Возрастные психологические особенности учащихся 5 класса

В пятом классе школьники вступают в новый период — подростковый. В этом возрасте им предстоит пройти важнейший личностный кризис — кризис идентичности. Основное его содержание — формирование нового целостного представления о себе как о взрослом человеке.
Пятиклассники вступают в кризисный период неравномерно. Время его начала зависит от физиологических особенностей ребенка, социального развития, семейной ситуации. Он начинается быстрее у подростков с ранним половым созреванием, личностно зрелых, без гиперопеки в семье.
К концу пятого класса у большинства учащихся появляются первые признаки кризиса — стремление к нарушению социальных норм, повышенная эмоциональная чувствительность. Проявляется это по-разному. Ученики могут игнорировать слова взрослого, отворачиваться и демонстративно не обращать на него внимания. Бурные эмоциональные реакции сопровождают нежелание ученика сидеть за одной партой с тем, кто ему не нравится. Некоторые проявляют избыточную активность в столовой: кидаются едой, подсаливают пищу друг друга, демонстративно не убирают за собой посуду. Сопротивление установленным правилам хорошо наблюдается на школьных концертах: ученики громко разговаривают, отворачиваются от сцены, иногда даже встают и уходят. Бывает, ребята отказываются надевать школьную форму, приносят в класс запрещенную еду, используют ненормативную лексику назло взрослым.
Повышенная эмоциональная чувствительность проявляется чаще всего в трудных ситуациях. Ученикам тяжело приступить к самоподготовке, соблюдать школьные правила в конце дня. У ребят повышается уровень эмоционального реагирования на трудности. Это может быть отказ от выполнения инструкций, обида, открытая агрессия: «Я не буду это делать. Это глупо». Ребенок может замыкаться в себе или демонстративно обесценивать сложную работу, показывая, что ему это не интересно и не нужно: «Все тупо». Некоторые учащиеся реагируют на трудные ситуации психосоматическими симптомами: головными, желудочными болями. Другие плачут даже при небольших проблемах.
Эмоциональная чувствительность проявляется также в налаживании контактов с учителями. Школьники ищут общения вне урока — им это важно, хочется заинтересовать учителя собой, получить поддержку.
Но особенно заметна эмоциональная чувствительность в отношениях со сверстниками. Возрастает конкуренция как между мальчиками и девочками, так и между классами. Возникает соперничество среди девочек и среди мальчиков. Начинается борьба за влияние в классе. Подросткам хочется, чтобы окружающие прислушивались к ним, поступали по их желанию. В это время увеличивается количество ссор, обид. Школьники становятся раздражительными, вспыльчивыми. Они часто унижают друг друга. Это происходит не от аморальности, а от незнания других способов самоутверждения.
Можно сказать, что подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому педагогам стоит проявлять инициативу.
Следующая линия развития пятиклассников — начало формирования новой социальной роли ученика старшей школы. Роль эта требует от ребят освоения незнакомых правил, которые касаются как внеучебного, так и учебного взаимодействия со сверстниками и педагогами. Пятиклассники учатся общаться с большим количеством разных преподавателей, запоминать и выполнять их требования. Сам факт, что взрослых много и все от них чего-то требуют, является для школьников новым. Дети привыкают к различному темпу ведения уроков, тональности, дисциплинарным методам педагогов.
Кроме того, они начинают осваивать программу старшей школы, которая включает большое количество устных заданий, предлагаемых иногда в новой для учащихся форме, знакомятся с многочисленными понятиями, научными текстами.
Обучение в старших классах требует более высокого уровня самостоятельности, чем в начальной школе. Постепенно его начинают осваивать и пятиклассники, но поначалу это дается им с трудом, требуется помощь.
Новая роль придает ученикам более высокий статус, которым они гордятся. К этому можно апеллировать для повышения эффективности учебного процесса.
Роль ученика старшей школы предоставляет детям и новые возможности: большее пространство, свободное передвижение по нему, посещение кружков и спортивных секций. Дети иногда боятся упустить что-то важное, бегают по школе, стремятся успеть и здесь и там, что взрослыми порой оценивается как поверхностность, несерьезность.
В познавательной сфере существенных различий по сравнению с 4 классом не наблюдается. Возможное снижение успеваемости может происходить за счет описанного ранее процесса освоения новой роли, а также из-за физиологического утомления детей. Также этому способствует недостаточно высокий уровень самостоятельности учащихся. Например, начинается урок, а ученик, не подготовившись на перемене, идет за тетрадями к шкафчику. Или же не выполняет домашние задания, потому что не успевает их записать.
Повышение трудности обучения по сравнению с начальной школой может вызвать у учащихся сомнения в своих познавательных возможностях. Поэтому требуется, чтобы взрослые поддерживали у детей уверенность в собственных силах.
Отметка воспринимается школьниками не как оценка проделанной работы или актуального качества знаний, а как наказание, проблема, тяжелое событие. Она может вызывать слезы, обиду на учителя. Страх контрольных работ является типичным для пятого класса.
Поскольку начало подросткового кризиса ставит перед ребятами проблему утверждения собственной значимости, педагогам особенно важно акцентировать их уникальность, дать понять каждому, что его видят, ценят, замечают.
Пятиклассники еще не знают, в чем заключаются особенности их индивидуального познавательного стиля, не осознают собственных возможностей, поэтому они не умеют просить помощи из взрослой позиции, а хотят опеки, снисхождения. Их нужно научить воспринимать неудачи как обучающие моменты, требующие рационального подхода, показать, как нужно формулировать просьбу о помощи.
Рекомендации школьного психолога классным руководителям, учителям-предметникам:
• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
• Создавать обстановку успеха.
• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
• Работать в контакте с семьей ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.
• Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации школьного психолога родителям:
• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
• Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
• Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
• Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
• Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
• Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
• Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

 

Умения и навыки, которыми должен обладать любой ребенок,  чтобы поступить в общеобразовательную  школу и успешно адаптироваться к процессу обучения.

Итак, поступающий в школу ребенок должен:

  1. Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.
  2. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, ка­кой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холод­но и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опада­ют?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т. д.
  3. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  4. Быть в состоянии написать (или скопировать) про­стую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».
  5. Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2, ...,20; 20, 19, .., 1).
  6. Уметь складывать и вычитать числа в пределах пер­вого десятка.
  7. Владеть навыком обобщения по признаку: из предло­женных картинок ребенок должен уметь выбрать те, кото­рые что-то объединяет. Например, если предложены кар­тинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это — транспорт, или средства передвиже­ния, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов:«туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».
  8. Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок дол­жен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное!) объяснить, почему лишним является именно оно. «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он не­съедобный. А все остальное — это еда. Ее едят».
  9. Находить сходство и различия между предметами:что общего между морковкой и картошкой? (они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.); а чем они отличаются друг от друга? (отличаются формой. Морковка такая треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цве­том. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).
  10. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Ребенку предлагают сначала расположить картинки в нужном порядке, а потом расска­зать по ним историю. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девоч­ка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.).
  11. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочета­ния (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.
  12. Запомнить 5—7 из 10 четко названных простых слов.
  13. Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  14. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть не­большое стихотворение.
  15. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает рань­ше — обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше — ко­рова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш —теленок. А у лошади?».
  16. Знать 10—12 основных цветов.
  17. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основ­ными частями тела (включая шею, пальцы и т. д.).

Если ребенок уверенно владеет всеми вышеперечислен­ными навыками и умениями, то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе будет без осо­бых учебных проблем.

 Психологическая подготовка к тестированию в школе включает следующее:

  1. Обязательное посещение специалиста-психолога (жела­тельно за 3—6 месяцев до тестирования в школе). Психолог проводит предварительное тестирование. Определяет уровень школьной зрелости ребенка, дает родителям рекомендации: что именно нужно «подтянуть», на что опереться, какие про­цессы мышления и восприятия у ребенка развиты хорошо, а какие нуждаются в дополнительных упражнениях.
  2. Позитивный настрой ребенка. Перед тестированием ребенку объясняют, что сейчас так же, как и в кабинете у психолога, ему предложат выполнить несколько заданий. Все задания ему в той или иной степени знакомы, ничего неожиданного не будет. Он должен постараться выполнить их как можно лучше. Нет ничего страшного в том, что с каким-то заданием ему справиться не удастся. Главное — во время тестирования стараться быть внимательным. Тогда все обязательно будет хорошо.
  3. Даже если родители сами не находят себе места от волнения за исход тестирования, ребенку это демонстрировать не следует. Если вы в себе не уверены, то пусть с ребенком на тестирование отправится самый спокойный и оптимистически настроенный член семьи.

 

 
 
МAОУ "СОШ № 7 имени Пичуева Л.П." 666679, Иркутская область, город Усть-Илимск, улица Героев Труда, 19 телефон/факс 8(39535)58007, e-mail: 7kontinent@rambler.ru